После событий, которые я описал в статье «Свет Осознания», моё восприятие окружающего мира и реальности начало претерпевать глубокие перемены. Почти 2 месяца мой ум пытался найти объяснение тому, что же на самом деле произошло. Ум строил бесконечные предположения и объяснения случившемуся, но так и не мог хоть как-то логически их объяснить.
Одновременно с этим крепло осознания себя как внутреннего Я – того, кто находится в теле, того, кто находится за пределами деятельности физического ума. Когда мой вектор концентрации переносился на это внутреннее Я, я просто наблюдал за бесконечными потугами ума что-то объяснить. В эти моменты нахождения в Я, произошедшие события воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Как то, что не требует никаких объяснений.
Моя концентрация скакала между восприятием Я, и восприятием ума. Эта чехарда не прекращалась даже ночью. Мне начали сниться очень чёткие и яркие сны, в которых я очень часто осознавал себя как Я. В такие моменты я воспринимал сновидение как очередное проявление мира, которое ничем не отличалось от того состояния, которое Я наблюдало в период бодрствования. Когда я переходил в состояние осознания Я, стирались все границы между сном и бодрствованием, и эти переживания приводили меня к внутреннему осознанию, что всё это есть ум. Я наблюдало за всеми состояниями ума – бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений (такое переживание было один раз). И в таком восприятии сновидений, с позиции Я, эти сновидения вышли на такой уровень, о котором не пишет ни один из авторов книг про осознанные сновидения. А книг я этих в своё время прочитал очень много.
Когда ум брал лидерство, вновь включался анализ. На сей раз уже анализ происходящего со мной в сновидениях. Для ума этот процесс переносился крайне тяжело. В какие-то моменты даже появлялись мысли о том, что я схожу с ума. Но когда я в очередной раз переключался на осознание внутреннего Я, происходящее воспринималось как полностью естественный процесс.
Осознание Я и осознание ума – абсолютно различные по своей сути состояния осознания, они противоположны друг другу. Суть ума – делать выводы, исходя из цепочки логических рассуждений. К примеру, нужно выкопать колодец на дачном участке. Если подойти к этому вопросу с позиции ума, то придётся провести множество исследований на предмет того, где бурить землю. Люди, занимающиеся бурением колодцев, далеко не всегда верно делают геодезические расчёты, и нередко бурят две, три, а то и более скважин перед тем, как попадут в водоносную жилу. После того, как скважина пробурена, нужно взять воду и провести её химический анализ для того, чтобы понять её состав и то, можно её вообще пить или нет. Таким образом, уму, чтобы выкопать колодец, нужно провести множество логических расчётов. Но если подойти к этому же самому вопросу с позиции внутреннего Я, дело будет обстоять совсем иначе. У Я нет функции думания – проводить расчёты, анализы и пр. У Я имеется лишь функция прямого Знания. Находясь в состоянии осознания Я, можно прийти на участок и сразу указать место, где рыть колодец. Причём в этом месте после бурения скважины не только точно будет вода, но эта самая вода будет самой чистой из того, что данный земельный участок может в принципе предложить. Как видите, восприятие мира с позиции Я и ума – абсолютно разные процессы.
Человеком, у которого ранее не было подобных скачкообразных переживаний внутреннего Я и ума, вся эта чехарда воспринимается крайне тяжело. Во всяком случае, так было у меня. Не знаю к чему бы меня всё это привело, но в один прекрасный майский день мне позвонили и сообщили, что в Москву прилетает Пайлот Баба – самореализованный йог. Ранее я писал, как мы ездили к нему на семинар в Индию. Одно из своих переживаний, случившееся на семинаре, я описал в статье «Мы не одни». После звонка мы сразу собрались и поехали к нему на встречу.
Пока мы ехали в Москву, в моём уме рождались десятки вопросов, в которых ум хотел разобраться. И коль уж предстоит встреча с просветлённым человеком, который может дать однозначный ответ на любой вопрос, ум составил целый список того, о чём ему хотелось спросить. Та ещё была поездка..
Когда мы прибыли на место, я дождался удобного случая, когда можно было подойти к Бабаджи и задать ему вопрос. Когда я подошёл к нему, львиная доля вопросов, которые ум заготовил пока мы ехали, попросту исчезла – все они вдруг стали неважными. Я собрался с мыслями и вошёл в состояние тишины, чтобы очистить ум для того, чтобы внятно задать вопрос. У меня как бы само собой случилось раздвоение – Я находился в тишине, а мой ум задавал вопрос. В этот момент я осознавал оба эти состояния.
Я вкратце пересказал Бабаджи пережитый мной опыт, и в ответ он начал рассказывать мне о ступенях самадхи. Я не очень понимал его ответ, т.к. в своём ответе он использовал много санскритских слов, значение которых я попросту не знал. В конце своего ответа он резюмировал, что это было прямое переживание Атмана. Атман переводится с санскрита как Бог. То, что я называл внутренним Я, тем, кто находится в теле, и есть Атман в индийской традиции йоги. Я не поверил своим ушам! В сознании вихрем пронёсся миллион мыслей. Я даже переспросил Бабаджи, сказав, что это и был Атман? Он кивнул, после чего сказал, что переживание Атмана и есть самадхи. Причём сказал он это настолько просто, как буд-то я его спросил о какой-то совершенно обыденной вещи. Я поблагодарил Бабаджи за ответ.
Спустя какое-то время я вытащил из толпы девушку, которая переводила мой вопрос Бабаджи, и попросил её ещё раз пересказать ответ Пилота, и сделать это помедленней. Когда Бабаджи отвечал на мой вопрос, он говорил довольно быстро, и переводчица даже не успевала всё переводить. Переводчица ещё раз пересказала слова Пилота, дала комментарии о том, что он называл ступенями самадхи. Но и она в своих словах также использовала санскритские слова, и мне приходилось её переспрашивать об их значении. Вследствие того, что народу на встрече было много, всем хотелось задать Бабе вопросы, а Дурга (переводчица) должна была их перевести, поговорить с ней обстоятельно у меня не получилось. Когда нас в очередной раз прервали, она сказала, что если мне что-то осталось непонятно, то я могу узнать об этом подробней в книгах. Я поблагодарил её, и её утянули обратно к Бабе.
После общения с Дургой я оделся и вышел на улицу – мне нужно было подышать и переварить то, что сказал мне Баба. Ум был в полнейшем шоке от его слов. Я был недоумении от того, что пережитое мной состояние и было тем самым, к чему стремятся миллионы людей, и о чём написаны тысячи книг. А я получил это переживание всего за три года, в течении которых я практиковал остановку внутреннего диалога. Это казалось полнейшей фантастикой!..
Самым забавным было то, что ответ на вопрос «Что это было?» я получил сразу после первого опыта пребывания в осознании внутреннего Света, прямого переживания Я. Об этом моменте я упомянул и в статье «Свет Осознания». Но ум упорно отказывался в это верить всё по той же причине, что «не может быть всё так просто и легко». Гуляя по улице, я в очередной раз вспомнил, как на семинаре у Бабаджи спросили:
— Легко ли войти в самадхи?
После этого вопроса, он привстал со своего кресла, щёлкнул пальцами и сказал:
— Вот так.
Этот его жест очень сильно отпечатался в моей памяти. В тот момент я каким-то внутренним ощущением понял, что это действительно так. Внутренне я осознал, что это действительно легко. Но каждый раз, как моя концентрация переключалась на физический ум, он (ум) тут же «включал» свою любимую песню – «я в это не верю, потому что не может быть это настолько легко».
Когда мы ехали обратно домой с встречи с Пилотом, всю дорогу я провёл в удивительно спокойном состоянии. Мысли сами собой куда-то пропали. Я ехал и разглядывал пейзаж, раскинувшийся за окном машины. Время от времени я задумывался над тем, в какой же книге мне прочитать о стадиях самадхи, о которых говорил Баба.
На следующий день после приезда домой, я сел за компьютер и начал бесцельно кликать по рекламе, каким-то ссылкам, смотреть какие-то видео – я просто бродил по просторам интернета, не очень понимая, что я делаю. Как-то само собой я наткнулся на Ютубе на ролик Муджи, который в своей лекции рассказал о своём Гуру – Шри Рамане Махарши. Что-то внутри меня ёкнуло, и я тут же забил в Яндексе это имя, и первая ссылка, которую показал мне поисковик, вела на страницу с книгой Махарши «Будь тем, кто ты есть». Эту книгу я тут же нашёл в аудиоформате (люблю слушать книги). Я её скачал и залил себе на плеер. После этого я пару часов читал о том, кто такой Махарши – изучил Википедию и тематические сайты, получив гору информации.
Оказалось, что Махарши – один из самых известных и особо почитаемых просветлённых учителей не только в Индии, но и во всём мире. После того, как он достиг состояния просветления в довольно юном возрасте (по разным источникам – это случилось в 15 или 16 лет), он несколько лет провёл в состоянии медитации, не выходя из неё все эти годы вообще. После того, как он вернулся из этого состояния, вокруг него начали собираться ученики, и он встал на стезю учительства. Я не буду сейчас описывать биографию Махарши, об этом можно почитать в интернете. Что именно мне понравилось в его учении, дак это то, что Махарши прямым текстом говорил своим ученикам, что просветление начинается тогда, когда ум отсутствует. Его практика самоисследования (вичара) была основана на том, что ученик должен идти вглубь своего сознания, постепенно абстрагируясь от проявления физического ума. Говоря моими словами, Махарши прямо говорил об остановке внутреннего диалога.
Вечером того же дня я лёг, чтобы послушать его книгу. Кому интересно, её можно скачать в нашей библиотеке — Шри Рамана Махарши — Будь тем, кто ты есть. Прослушав несколько глав, я начал было испытывать сонливость, и уже почти выключил плеер. Моя рука потянулась к кнопке паузы, и в это время началась глава о самадхи, в которой Махарши давал пояснения о стадиях, ступенях этого состояния. Текст был очень похож на то, о чём мне говорил Пилот, когда отвечал на мой вопрос. Я не поверил своим ушам! Сонливость мигом улетучилась, и я начал внимать каждой букве книги. Сейчас я хочу привести отрывок, в котором Махарши описывает эти стадии. Приведу прямой цитатой, после чего дам комментарии терминов и понятий, которые присутствуют в этом отрывке.
«1. Сахаджа нирвикальпа самадхи.
Это состояние джняни, окончательно и бесповоротно уничтожившего свое эго. Сахаджа означает «естественное», а нирвикальпа – «без различий». Джняни в этом состоянии способен естественно функционировать в мире, как это делает самый обыкновенный человек. Зная, что он является Атманом, сахаджа джняни не видит различий между собой и другими, между собой и миром. Для такого человека всё есть проявление неделимого Я.
- Кевала нирвикальпа самадхи.
Данная стадия ниже Самореализации. В этом состоянии Самосознавание временное, но без усилий, а эго окончательно не уничтожается. Сознание тела отсутствует, и хотя имеется временное сознавание Атмана, человек не способен воспринимать чувственную информацию или действовать в мире. Когда сознание тела возвращается, эго появляется вновь.
- Савикальпа самадхи.
В этом состоянии Самосознавание поддерживается постоянным усилием. Продолжительность самадхи полностью зависит от усилия, приложенного для его поддержания. Когда внимание к Атману нарушается, Самосознавание тускнеет.»
Далее составитель книги даёт краткие комментарии по этим трём пунктам. Также приведу цитатой.
«1. Пребывание в первичном, чистом, естественном состоянии без усилий есть сахаджа нирвикальпа самадхи.
- Погружение в Реальность и утрата сознавания мира есть нирвикальпа самадхи.
- Удержание Реальности с усилием есть савикальпа самадхи.»
Ко всему написанному, поясню значение трёх терминов:
— Реальность – состояние непосредственного осознания Бытия; внутреннего Я; того, кто находится в теле; Атмана.
— Джняни – человек, который получил переживание Атмана на собственном опыте.
— Эго – физический ум.
Сопоставив в уме ответ Бабаджи и Махарши, я понял, что Пайлот говорил о том, что я получил прямое переживание третьей, самой начальной стадии самадхи — Савикальпа самадхи.
Статья получилась не самая простая для понимания. Описывая своё переключение между осознанием ума и осознанием внутреннего Я, я постарался сделать всё, чтобы подобрать более простые слова и примеры. Когда я писал начало статьи, я постоянно вспоминал лекции Пайлота Бабы, в процессе которых ему часто задавали один и тот же вопрос:
— Бабаджи, что такое самадхи? Как вы его можете описать?
И на каждый такой вопрос он всегда давал примерно один и тот же ответ:
— Невозможно словами описать самадхи. Нет таких слов.
И каждый раз, стараясь дать ответ на заданный ему вопрос, он говорил о данном состоянии лишь примерами, сравнивал его с чем-то известным. Теперь я его прекрасно понимаю – нет таких слов, чтобы прямо рассказать об этом.
Я посчитал нужным поделиться своим опытом с читателями блога. Я делаю это для того, чтобы любой человек, который по-настоящему хочет встать на внутренний Путь, осознать Себя и Свою роль в этом мире, имел возможность воспользоваться техникой остановки внутреннего диалога, которая мне пришла в одной из медитаций. Теперь я на личном опыте могу сказать, что эта практика может не только привести к переживанию внутреннего Я каждого, кто будет её практиковать, но и сделать это в очень короткие сроки. Поверьте, 3 года – это очень и очень мало для того, чтобы прийти к непосредственному переживанию Я. Вдобавок к этому, я хотел бы сказать, что если бы я полностью, на 100% сосредоточился на этой практике, то результат пришёл бы гораздо раньше. Я в этом уверен. Однако и этот момент также является очень серьёзным плюсом – не каждый человек готов полностью оставить свою деятельность в мире и полностью сосредоточиться на медитации. Большинство новичков, так или иначе, в начале своей практики совмещают медитацию и обычную жизнь. Как, собственно, поступал и я эти три года. Хотя я давно уже не новичок, но полностью посвятить свою жизнь медитации на этот период я был совсем не готов. От этого полученный результат ещё более ценен.
Возможно, в будущих статьях я подробней расскажу о том, сколько люди тратят времени на достижения этой цели, используя различный практики. Сейчас это не суть важно, на самом деле.
Да, сейчас я нахожусь в начале Пути. Но теперь я отчётливо ощущаю, куда я иду, к чему я иду. Признаюсь, что было очень непросто начинать практику ОВД вслепую, когда я вообще не понимал, куда меня она приведёт. В медитациях раз за разом мне говорили, что эта техника – всё, что мне нужно практиковать. В медитациях я задавал вопросы о том, почему именно эта техника является лучшей, почему я не могу практиковать что-то ещё кроме неё. Вопросов у меня было море. Но на каждый из них я получал лишь один лаконичный ответ: «Практикуй то, что к тебе пришло» (описанную мной технику ОВД). И я делал это. Каждый день боролся с неверием ума, который старался поставить максимум препонов на моём Пути. Но когда я получил первый полноценный опыт переживания внутреннего Я, Атмана, когда Пайлот Баба разъяснил мне, что именно со мной произошло, все вопросы улетучились сами собой.
Теперь моя практика ОВД проходит не под контролем ума, который во всём сомневается. Ум стал уходить сравнительно быстро. Он исчезает через какое-то время, как только вектор моей внутренней концентрации переключается на Я. Я не скажу, что это даётся мне легко. Мне приходится прикладывать немало усилий, чтобы войти в осознание Я. Пребывать в нём долгое время у меня пока тоже не получается. Но это и нормально – всё с чего-то начинается. Впереди меня ждёт ещё очень большая практика. И я продолжу этот Путь с большой внутренней радостью.
Сейчас я как никогда рад, что поделился пришедшей ко мне техникой ОВД. Она доступна каждому. За неё не нужно ничего платить. Нужно только начать её практиковать, и тогда перед вами откроются все двери. И даже те, о существовании которых ранее вы даже не подозревали.
© Ведич, SecretBlog.ruДрузья, я принял решение убрать всю рекламу с блога, чтобы чтение статей для Вас было максимально комфортным и удобным. Если у Вас возникнет желание помочь моему проекту, Вы можете сделать пожертвование, воспользовавшись формой, которая расположена ниже. Сумму можно указать любую. Все деньги от пожертвований будут использованы для развития сайта, на написание новых и интересных Вам статей.
Заранее благодарю Вас за поддержку!
Здравствуй! Хочу пожелать удачи в познании «себя» Прочитав эту статью вспомнил свой прошлый комментарий который я оставлял еще в 05.09.2016 под статьей ОЧИЩЕНИЕ: НОВАЯ СТУПЕНЬ я писал про Муджи и еще сам не понимал что тогда испытывал состояние Атмана. Прошло время я узнал о новых пробужденных, которые говорили о том же, но другими словами, более понятными для моего мировоззрения, это как сравнить с твоим лучшим другом или родной сестрой, братом которого ты понимаешь с полуслова… а есть такие люди которые вроде бы объясняют, но вообще нечего не понимаешь и не значит что они такие, а это показывает на то что мышление у всех людей разное и зависит от таких факторов как какие были родители, в каком окружении вырос человек, в какой культуре, страна, время… Я к тому что не надо останавливаться если что-то не понятно, всегда есть такой человек который объяснит понятно именно для вас, а благо сейчас есть интернет! Безусловно Индия ассоциируется с местом всех духовных учителей, все идет от туда и хорошо тем людям которые сильны духом и несмотря на языковой барьер и разность культур, доверившись своему внутреннему и продолжают учится и познавать себя. Сейчас уже есть и русскоязычные, те которые пробудились и которые так же дают людям знания, но уже понятными терминами и словами для нас. Скажу что слушая в свое время Муджи я понимал не все что он говорил, но та энергия которая от него идет делала свое дело… Когда погружаешься в источник ты начинаешь видеть таких же подобных как сам, вот я и нашел таких людей, возможно кому-то они будут ближе к пониманию, мы все энергия, но об этом забыли напрочь, а чтобы жить на этой земле нужны слова и термины без них не как и они же приведут нас к началу, к пониманию того кем мы являлись и являемся всегда. Возможно эти люди помогут кому-то познать самих себя, как помогают мне Сарсекенов Саламат, Сергей Тулукут, Бенджамин Смайс. У нас всех здесь одна миссия — проснутся!
Возможно, ОВД это ключ ко всем дверям. А ключом к ОВД может быть переключение внимания с ума на что-то другое. Внимание, мне кажется, не связано с умом. Даже в описании Савикальпа Самадхи отрывок: «Когда внимание к Атману нарушается, Самосознавание тускнеет.». Значит, абсолютно всё строится на управлении вниманием.
Внимание, а точнее, восприятие — это Я, тот, кто находится в теле. Он является истоком внимания, он его подпитывает. Когда это внимание осознаётся, когда осознаётся, его источник, и происходит осознание Атмана. А этого, в свою очередь, можно добиться только через отключение ума (внутреннего диалога).
Благодарю за статью!
Переживаю подобный опыт
Мои глубочайшие поздравления! Редко встретишь автора, который столь ясно и живо описывает переживаемые ощущения.
Если позволите, у меня есть вопрос: все речи о самадхи и пробуждении в различных религиях и эзотерических течениях обсуждаются как… нечто вроде конечной точки духовного роста. Вот молился-медитировал и «пробудился»: мирских желаний нет, только любовь и Божественное сознание. А что после этого? Я понимаю что в обычном состоянии ума это может быть труднопостежимо. Но создается ощущение некоторой конечности нашей игры — свет осознал себя. Титры.
Поздравлять здесь, собственно, не с чем. Это настолько естественное состояние, что я не одну неделю провёл в размышлениях о том, почему же мы его забыли. Это просто вспоминание нашей Сути. Это нормально.
Что касается вопроса — не могу пока дать на него ответ. То, что я описал в статье — не есть самореализация. Это лишь краткое пребывание в осознании внутреннего Я, и осознание, что всё есть Творец, что всё едино. Как выразился один мой знакомы — это «пробничек самадхи» :) Далее у меня ещё много практики, как уже писал, которая будет направлена на то, чтобы сделать это состояние постоянным и непрерывным. Когда я дойду до этого состояния, тогда, возможно, я и буду иметь возможность дать ответ.
Если же отвечать больше с позиции ума, то об этом я уже писал в статье «Что такое Исток«.
Спасибо за ответ.
Желаю вам успехов на этом пути и великих открытий =)
Благодарю :)
Почему-то в процессе чтения статьи было стойкое ощущение, что я все это когда-то читала. Начало статьи и фраза из комментария Владимира «пробничек самадхи» вообще, как родные…
Можно ли подразумевать, что атман — это внимание и что нужно стать вниманием, чтобы быть самим собой?
Атман — это Сознание. Оно просто есть. Ничего кроме него не существует. Включая внимание.
Внимание — часть ума. Это инструмент, используя который, можно повернуть концентрацию ума с внешнего мира на Атман. Когда концентрация становится тотальной, ум исчезает со всеми своими инструментами.
Возможно я под вниманием имею ввиду другое. Опишу ощущения. Сначала я, используя внимание как инструмент, отхожу от тела и воспринимаю всё вокруг. В итоге ощущаю, как будто растворяюсь во всём. В этом состоянии мне не нужно сосредотачиваться на язычке или на чём-то ещё. Моё внимание везде одновременно, внутренний диалог и мысли полностью отключены. При этом я спокойно разговариваю и отвечаю на любые вопросы, тело становиться гарячим и как будто воздушным. Похоже ли это на то, что нужно?
Обсудить статью и задать вопросы лучше на форуме. Тема статьи. Продублируйте вопросы там.
Готово.